VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование структуры финансовой системы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006633
Тема: Формирование структуры финансовой системы
Содержание
Содержание



ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Исторические особенности становления финансовой системы Великобритании

1.1 Формирование структуры финансовой системы

1.2 Развитие банковской сферы

Глава 2 Анализ формирования финансовой системы Великобритании 

2.1 Анализ современной бюджетной системы

2.2 Анализ современного состояния налоговой системы Великобритании

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



































ВВЕДЕНИЕ



Финансовая система государства является индикатором национальной экономики, повышения материального благосостояния. Сложность ее структуры зависит от развитости рыночных отношений, а также от многообразия|разнообразные| связей в государстве.

Появление финансовой системы связано с образованием государства его развитием и функционированием. Действие финансовой системы и ее структурных элементов способствует накоплению и использованию средств для содержания аппарата государства, а также распределению их на выполнение своих функций. Под финансовой системой государства понимают совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных звеньев и сфер финансовых отношений. Финансовая система включает в себя материальные отношения между государством и предприятиями различных форм собственности; государством и населением; предприятиями и внутри них.

Структура, функционирование и ориентированность финансовой системы отличается в разных странах и зависит от многих факторов. В странах экономики переходного периода система финансов характеризуются постоянным развитием и формированием отдельных ее элементов. В тех государствах, где преобладает социальная ориентированность рыночной экономики, финансовые системы достигают более высокой степени развития, хотя и могут значительно различаться друг с другом. 

Удовлетворение потребностей государства, субъектов хозяйствования и населения – это главная функция финансовой системы. 

Актуальность выбранной темы обусловлена, главным образом, ценностью для населения Великобритании самих финансовых отношений. Вместе с тем, стабилизация финансов государства в современное время волнует всех без исключения, т.к. от благополучия и устойчивости финансовой сферы зависит личное благосостояние каждого. 

Рост экономики Великобритании, после кризиса 1992 г., происходил на протяжении длительного периода в истории. Глобальный финансовый кризис 2008 г. «встряхнул» финансово-экономический сектор страны.  С тех пор такие вопросы как: объем прибыли, величина налоговых отчислений (в т.ч. социальных страхований и пенсий), стоимость акций и облигаций, формы вложения средств в производство и социальную сферу обсуждаются не только властями, но и обычным граждан.

В качестве объекта исследования данной работы выступает финансовая система Великобритании.

Предметом исследования является рассмотрение вопросов связанных с формированием британского бюджета, Консолидированного фонда и Национального фонд займов, а также определение структуры доходов и расходов бюджета Великобритании.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании эволюции финансовой системы Великобритании.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть исторические аспекты становления финансовой системы Великобритании;

- Изучить структуру финансовой системы Великобритании и ее особенности;

-  Проанализировать структуру доходов и расходов Государственного бюджета Великобритании;

- Изучить современное состояние налоговой системы Великобритании.

Теоритической основой для написания курсовой работы послужили труды ведущих ученых в области государственных и муниципальных финансов, мировой экономики и международных финансов, а также отчеты о бюджете Великобритании за 2014-2016 гг. 

В качестве методологической основы исследования были использованы анализ, сравнение изучаемых показателей, логический подход к оценке экономических явлений. 

ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИИ 



1.1 Формирование структуры финансовой системы



Великобритания - одно из самых старейших государств в мире. Ему присуще рыночная экономика и парламентско-конституционная политическая система. Начало формирования финансовой системы Великобритании выпало на XI в. Это были времена интеграции многих обособленных стран путем образования феодального государства. 

В начале XIII в. большую значимость в государстве приобрело казначейство- королевский орган, который ведал наполнением доходов в казну. В 1215 г. состоялось принятие Великой хартии вольностей, которая заложила основы конституционного строя. Она являлась самым первым документом, ограничивающим право устанавливать налоги и оказывающим фискальные гарантии. Позднее был создан специальный политический орган, который формировался из представителей различных слоев общественности (прототип парламента) и выполнял функции контроля за выполнением положений хартии.        

В начале XVII в. многие европейские страны, в частности Великобритания, имели большие государственные долги, в результате значительного увеличения расходов военного характера, которые покрывались путем эмиссии долговых ценных бумаг. 

Следствием существенного повышения долгов государства, стало увеличение налогообложения. Это вызвало антиналоговые высказывания и выступления, а позже привело к буржуазной революции и становлению конституционного строя, закрепленного в Билле о правах (1688 г.). 

Эффективное формирование финансовой системы в XIX в. обусловлено тем, что Лондон занимал лидирующие позиции в сфере выпуска облигационных займов, а английские банки и инвестиционные компании господствовали в мировых финансах.

Вывоз капитала из Великобритании с 1869-1879 гг. до 1909-1913 гг. увеличился в 5 раз и к 1913 г. превысил внутренние вложения капитала.

Основной причиной оттока капитала из страны, являлся более высокий доход на вложения его за рубежом. В период Первой Мировой войны облигации, которые были имитированы в иностранных государствах и в колониях в значительной степени превышали по доходности внутренние французские и английские ценные бумаги.

В 1870 -1914 гг. (эпоха золотого стандарта) финансовая система Великобритании формировалась под отсутствием контроля со стороны государства и свободной конвертируемости валют.

Во время Первой Мировой войны в 1914 - 1919 гг., экономика и британская финансовая система переживали глубокие потрясения. Они связаны с тем, что господствующая система свободного обмена валют на золото прекратило свое существование. Необходимо было погашать военные расходы. Королевство вводило валютные ограничения. В 1922 г. на Генуэзской конференции было легализировано использование американского доллара и английского фунта стерлингов в качестве официальных валютный резервов и средств международный платежей, т. е. был принят золотодевизный стандарт.

Во времена Второй мировой войны на рынке финансов резко увеличивается многообразие инструментов финансовой системы: чеки, переводные векселя и др. кредитные документы. В Великобритании появляются первые клиринговые соглашения.

В 1970-х гг. произошли качественные изменения в международной финансовой сфере, которые получили дальнейшее развитие и сформировали современную финансовую систему Великобритании.

В результате присутствия на рынке ТНК (транснациональных корпораций) меняется отношение к международному кредиту, связанное с резким увеличением его объема. Крупнейшими заемщиками становились не только правительство, но и частные фирмы Великобритании.

С началом действия Ямайской валютной системы в 1978 г. вводится свободно плавающие валютные курсы. В 70 – е г. Великобритания сталкивается с инфляцией, которая покрывала доходность финансовых инструментов. С 1979 г. Великобритания начинает процесс либерализации и преобразования финансовой сферы, который закончился в середине 90-х гг.

Целью этих преобразований были отмена жестких ограничений, которые были препятствием оттока капитала и позволяли поддерживать низкие процентные ставки (снятие государственного контроля над выдаваемыми кредитами и в области процентных ставок, отмена диктатуры по установлению процентов по банковским депозитам отмена ограничений свободы деятельности банка). Данные изменения, в то же время, были направлены на развитие банковского рынка услуг, государственных долговых и корпоративных ценных бумаг.

Важнейшее влияние на финансовую систему страны оказывает его государственное устройство. Великобритания, являясь по территориальному устройству унитарным государством, использует для регулирования социально-экономического развития бюджетные и налоговые инструменты, характерные государствам с федеративным устройствам. 

Финансовая система Великобритании включает следующие элементы (Рисунок 1):

Бюджетная система (государственный и местные бюджеты);

Внебюджетные фонды;

Финансы государственных корпораций; 

Финансы хозяйствующих субъектов (домашних хозяйств и предприятий).



 Государственный бюджет

 Государственный бюджет



Консолидированный фонд

Консолидированный фонд

Национальный фонд займов

Национальный фонд займов





Местные бюджеты

Местные бюджеты



Внебюджетные фонды: пенсионный фонд национального страхования, пенсионные фонды, уравнительный валютный фонд, фонд гарантий экспортных кредитов, фонд национальной корпорации по развитию научных исследований, фонд главного казначея и т. д.



Внебюджетные фонды: пенсионный фонд национального страхования, пенсионные фонды, уравнительный валютный фонд, фонд гарантий экспортных кредитов, фонд национальной корпорации по развитию научных исследований, фонд главного казначея и т. д.













Финансы государственных, смешанных и ведомственных корпораций

Финансы государственных, смешанных и ведомственных корпораций









Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов





Рисунок 1. Структура финансовой системы Великобритании

После Второй Мировой войны британская финансовая система получила дальнейшее развитие в направлении более активного вмешательства государства. В современных условиях концентрация финансовых ресурсов оседает в государственном бюджете и централизованных правительственных фондах.  

Финансовую систему Великобритании относят к «основанным на рынке ценных бумаг» по соотношению «активы банков к ВВП». Она преобладает над Германией и Японией - страны с банковскими финансовыми системами. Объяснением такого превосходства является аккумуляция в Лондоне около 254 иностранных банка (больше, чем где-либо в мире), на которые приходится 58% банковских активов. Деятельность иностранных банков связана преимущественно с международными операциями, а не с кредитованием населения и предприятий Великобритании.

В Великобритании для управления финансами осуществляет свою деятельность финансовый аппарат, который состоит из Казначейства, управления таможенными пошлинами и акцизами, внутренними доходами, Тайного совета (регулирование вопросов по налоговому законодательству), Банка Англии (управление долгом государства). 

Возможно нужно расписать по элементам фин системы, посмотрим в конце

1.2 Развитие банковской сферы



Банковская система Великобритании – одна из самых старейших. Еще в XVII в начали появляться первые частные британские банки. Примерно в 30-х годах XIX в. появились клиринговые банки (депозитные). Деятельность данных банков ограничивается кругом следующими операциями: депозитные заимствования (пассивные сделки), краткосрочные операции по предоставлению ломбардных кредитов (залогом выступали ценные бумаги), учет векселей, а также предоставление непокрытых контокоррентных кредитов (выдавался при отсутствие текущих средств). 

До середины XIX в. были созданы наиболее известные в современном обществе торговые банки и сберегательные кассы. К слову, появление первой кассы выпало на 1804 г.

После 1826 г. в Лондоне стали открываться банки, которые принимали вклады по депозитам, осуществляли эмиссию банкнот и выдавали торговые кредиты на краткосрочный срок (первыми были Лондонский и Вестминстерский банки в 1834 г.). Они создавали конкуренцию частным банкирским домам, т.к. стали начислять проценты на депозиты. 

Так в 1896 г., в результате объединения около 20 частных банков появился известный в мире Барклайс Банк (Barclays Bank Ltd). Волна слияний до Первой мировой войны привела к образованию, так называемой, «большой пятерки» (в 1968 г. трансформировалась в «большую четверку», в которую входят Barclays Bank, Midland Bank, Lloyds Bank и National Westminster Bank). Данные слияния были оправданны в условиях жесткой конкуренции с банками Германии.

До Первой мировой войны банковская система Великобритании направляла свое внимание на финансирование торгового сегмента, особенно торговлю с колониями. 

После 1918 г. промышленные предприятия стали нуждаться в источниках заимствования. В результате, банки Великобритании встали на путь немецких. 

В 1934 г. был основан кредитный институт для промышленности (Credit for Industry Ltd) с целью долгосрочного финансирования малых предприятий. Он являлся разновидностью инвестиционных компаний. Страховыми компаниями и строительными обществами осуществлялась аккумуляция сбережений мелких инвесторов для долгосрочного финансирования промышленности.

До 1979 г. в Великобритании не существовало определения понятия «банк» и не было специального законодательства, которое бы регулировало деятельность банковских учреждений. Контроль за деятельностью английских банков носил неофициальный характер.

К усилению внешнего надзора за банками способствовал кризис платежей (1973—1974 гг.), который, однако, не затронул клиринговые байки. Созданные в 1979 и 1987 гг. Banking Acts (Банковские акты) ужесточили процесс образования коммерческих банков, принимающих вклады. 

Кроме того, был установлен надзор за деятельностью кредитных институтов, конкретизированы принципы привлечения депозитов и защиты вкладчиков. В 1986 г. в соответствии с Financial Services Act (Акт о финансовых услугах) был создан Фонд страхования вкладов, что повлияло на степень доверия к банковской системе.

В 1979 г. был принят Закон о банковской деятельности. В тексте закона говорится о том, что все кредитные институты, которые принимают депозиты (вклады), классифицируются Банком Англии либо как «признанные банки», либо как «лицензируемые компании по приему депозитов». То есть для осуществлении своей деятельности банковские учреждения должны получить признание Банком Англии. В свою очередь, Банк Англии «признает» в качестве «банка» то кредитное учреждение, которое пользуется безупречной репутацией в финансовых кругах и предоставляет широкий набор банковских услуг (специализируется на какой-либо категории услуг). 

К услугам банка относят: аккумуляцию средств частных и юридических лиц в фунтах стерлингов (иностранной валюте) или привлечение средств с оптовых денежных рынков; предоставление кредитов (размещение средств на оптовых денежных рынках); осуществление операций с иностранной валютой; финансирование внешней торговли с помощью акцептных кредитов; оказание услуг в сфере консультирования по проблемам инвестиционной политики; эмиссионно-учредительская деятельность. 

Наиболее значимые банковские и кредитные учреждения, получившие статус банка - это клиринговые (лондонские и шотландские депозитные банки, банки Северной Ирландии), сберегательные, торговые и иностранные банки, а также учетные дома.

Банковская система Великобритании считается двухуровневой. На верхнем уровне – Банк Англии (центральный банк), на нижнем – другие банки: коммерческие (депозитные) и специализированные – торговые, иностранные, сберегательные банки, учетные дома (Рисунок 2).

Банк Англии является Центральным банком Великобритании, основанный в 1694 г. специальным актом парламента с целью предоставления королю займа для ведения войны с Францией. Операциями Банка Англии в то время являлись продажа и покупка золота и серебра, выпуск переводных векселей, осуществление сделок с коммерческими векселями, предоставление ссуды под обеспечение.



Банк Англии

Банк Англии





Оптовые банки

Оптовые банки

Заграничные банки

Заграничные банки

Розничные банки

Розничные банки



Заграничные банки в Великобритании

Заграничные банки в Великобритании

Акцептные дома

Акцептные дома

Торговые банки

Торговые банки

Сберегательные банки

Сберегательные банки





Клиринговые (депозитные) банки

Клиринговые (депозитные) банки

Эмиссионные дома

Эмиссионные дома

Британские банки за границей

Британские банки за границей



		

	Рисунок 2. Банковская система Великобритании

 В 1946 г. Банк Англии был национализирован. Акционерный капитал был передан казначейству, а бывшие владельцы акций получили компенсацию в виде государственных облигаций. Согласно Акта были закреплены права казначейства в отношении Банка Англии.

 После процедуры национализации на банк возложены обязанности по опубликованию ежегодных докладов о своей деятельности и ежеквартальных бюллетеней.

Главная роль Банка Англии в кредитной системе определялась прежде всего тем, что он служил эмиссионно-кассовым центром государства.

Банк монопольно осуществлял эмиссию банкнот, оказывал влияние на величину кассовых резервов коммерческих банков и денежной массы в обращении. Также он являлся консультантом правительства в сфере денежно-кредитной политики.

В 1973 г. Банк Англии вернулся к активному применению ранее использованных прямых методов ограничения кредита. Но в 1979 г. с приходом к власти представителя консервативного течения М. Тэтчер, денежно-кредитная политика стала основным средством реализации экономической стратегии.

Основной функцией Банка Англии является управление долгом государства.  Кроме этого он выполняет и другие функции, которые можно разделить на:

- Прямые профессиональные обязанности, которые вытекают из банковского статуса: эмиссионные, расчетные, депозитно-ссудные операции.

- Контрольные функции. С их помощью государство осуществляет контроль за работой денежно-кредитной системы. 

Все функции банка направленные преимущественно на достижение трех главных целей: реализация денежной политики (поддержка стоимости национальной валюты), обеспечение стабильности системы финансов (контроль над участниками финансового рынка), обеспечение конкурентоспособности и эффективности финансовой системы как внутри страны, так и на международном финансовом рынке.

На втором уровне банковской системы осуществляют свою деятельность розничные банки (депозитные и сберегательные). 

Депозитные банки обслуживают преимущественно частных. Их задача состоит в осуществлении платежного оборота, депозитных и кредитных операции, организации операций на мировых финансовых рынках. 

Сберегательные банки формируются в основном за счет сберегательных вкладов физических лиц. Также могут осуществлять кредитные операции.

На уровне депозитных банков осуществляют свою деятельность оптовые и заграничные банки.

 К оптовым банкам относят торговые банки, эмиссионные и акцептные дома. Первыми возникли торговые банки. Их первостепенная задача состояла в финансировании товарооборота путем погашения торговых векселей и их авансирования. 

В настоящее время круг операций значительно расширился. Они осуществляют финансовое обслуживание и консультирование средних и крупных предприятий, являются инвестиционными банками для пенсионных фондов и страховых компаний, реализуют продажу акций и других ценных бумагам, предоставляют кредиты (кроме долгосрочных).

Торговые банки Великобритании занимают главенствующую роль на рынках европейской валюты (евро-кредитные и евро-депозитные операции), а также на рынках срочных контрактов (опционы, финансовые фьючерсы, свопы и др.).

Акцептные дома предоставляют акцептные кредиты во внешней и внутренней торговле. Суть данного кредитования заключается в том, что акцептные дома принимают переводные векселя, предъявляемые им за отгруженные товары и оплачивают их от лица малоизвестного плательщика. 

Эмиссионные дома осуществляют эмиссию и размещение ценных бумаг на рынке.

Заграничные банки включают: британские банки, имеющие резиденцию в Великобритании, при этом основные операции осуществляют за рубежом, а также иностранные банки, филиалы которых находятся в Великобритании. 

Первая группа банков характеризует специфику финансовой системы периода XIX — начало XX в. (колониальные банки), но они были вытеснены клиринговыми банками. Великобритания продолжительное время занимала главную роль в международной системе финансов, благодаря разветвленной сети банков за рубежом, а английская национальная валюта (фунт стерлингов) являлась ключевой.

В настоящий момент происходит распределение филиалов зарубежных банков в Великобритании. К ним относят самые крупные банки Швейцарии, США, Японии, и др., что еще раз подчеркивает ведущую финансовую роль этой страны в мире.

Следует отметить, что банковская система Великобритании в значительной мере схожа с банковской системы США (между торговыми банками США и розничными банками Великобритании, а также инвестиционными банками США и оптовыми банками Великобритании). Различие же заключается в том, что регулирование банковской системы в Великобритании на законодательном уровне началось гораздо позже, чем в Соединенных Штатах, хотя она и имеет более длительную историю.





ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

Анализ современной бюджетной системы



Под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов, которые действуют на территории того или иного государства. В Великобритании существует следующая классификация: государственный бюджет и местные бюджеты. Особенностью бюджетной системы Великобритании является отсутствие единого сводного бюджета и формальная обособленность местных бюджетов. Каждое из звеньев британской бюджетной системы ведет самостоятельное составление, рассмотрение, утверждение и исполнение своего бюджета.

 Ключевым звеном бюджетной системы Соединенного Королевства является государственный бюджет, который выполняет функцию по перераспределению около 50 % национального дохода государства. 

Расходы центрального правительства в Соединенном Королевстве, также называемые государственными расходами, находятся в ведении правительства Великобритании, правительства Шотландии, правительства Уэльса и исполнительной власти Северной Ирландии. В бюджете на финансовый год 2016 г. общие государственные расходы составили 772 млрд. фунтов стерлингов. Расходы на душу населения значительно выше в Северной Ирландии, Уэльсе и Шотландии, чем в Англии. 

Составление и утверждение бюджета осуществляется ежегодно. В Великобритании бюджетным годом считается период с 1 апреля по 31 марта. К бюджетным отношениям причастны кабинет министров, министерства, казначейство, парламент, монарх. 

За основу бюджета берётся Бюджетное Послание Канцлера Казначейства (октябрь – ноябрь каждого года). Разработкой проекта бюджета занимается Кабинет министров, учитывая при этом около 18 макроэкономических показателей (рост ВВП, уровень безработицы, нормы процентных ставок, цены на основные продукты, уровень налоговых ставок). 

В результате принимаются два основных финансовых закона, которые регулируют вопросы бюджета – Закон об ассигнованиях (государственные расходы) и Закон о финансах (государственные доходы и их источники). 

Представим основные доходы государственного бюджета Великобритании за 2014 – 2016 гг. в таблице 1. 

Таблица 1. Состав и структура основных доходов бюджета Великобритании за 2014 -2015 гг., млрд. ф. ст.

Показатель

2014 г.

% к итогу

2015 г.

% к итогу

2016 г.

% к итогу

Абсолютное отклонение















2015 г. к 2014 г.

2016 г. к 2015 г.

НДС

111

17,13

131

19,64

138

19,27

20

7

Налог на прибыль

41

6,33

42

6,29

43

6,01

1

1

Акцизы

47

7,25

47

7,05

48

6,70

0

1

Социальное страхование

110

16,98

113

16,94

126

17,60

3

13

Подоходный налог

167

25,77

170

25,49

182

25,42

3

12

Прочие налоги с предприятий

27

4,17

28

4,19

28

3,91

1

0

Городские налоги

27

4,17

28

4,19

30

4,19

1

2

Прочее

118

18,21

107

16,04

120

16,76

-1

13

Итого

648

100

667

100

716

100

19

49

Данные таблицы 1 иллюстрируют не совсем традиционную структуру доходов Великобритании. До 2010 г. основную часть доходов бюджета составляли корпоративные налоги. Британское правительство осознанно смещало «налоговое бремя» на корпоративный сектор экономики, при этом пристальное внимание уделялось поддержке экономической активности в государстве.

В целом, исходя из таблицы 1, видно, что динамика доходов бюджета положительная. В 2015 г. доходы бюджета Великобритании увеличились на 19 млрд. ф. ст. и составили 667 млрд. ф. ст., против показателя 2014 г. 648 млрд. ф. ст. В 2016 г. доходная часть бюджета по основным их видам продолжает увеличиваться и составила 716 млрд. ф. ст.

В структуре доходов основную часть занимают: подоходный налог, социальное страхование, налог на добавленную стоимость.

Лидирующую позиция остается за подоходным налогом. Его величина составила 167 млрд. ф. ст., 170 млрд. ф. ст., 182 млрд. ф. ст. в 2014, 2015, 2016 гг. соответственно. 

Увеличение данного показателя объясняется значительным прогрессом экономики Великобритании. Произошла общая стабилизация национальных макроэкономических показателей, а вместе с ними снизился уровень инфляции и безработицы.

Увеличение отчислений в социальное страхование произошла по тем же причинам. Положительная динамика данного показателя характеризует увеличение рабочего класса в секаторе экономики.  В 2015 г. величина поступлений в бюджет по данной группе доходов составила 113 млрд. ф. ст., что больше на 3 млрд. ф. ст., чем в 2014 г.; в 2016 г.- 126 млрд. ф. ст., что больше на 13 млрд. ф. ст.

Увеличение поступлений по статье дохода НДС на 20 млрд. ф. ст. в 2015 г. и на 7 млрд. ф. ст. в 2016 г. связано с выходом предприятий из кризисного состояния и теневого сектора экономики. 

Наряду с НДС в структуре косвенных налогов в формировании доходов бюджета Великобритании немаловажную роль играют акцизы. Величина данного показателя в разрезе анализируемых периодов практически не изменилась. В 2014, 2015 гг. не было динамики показателя, и он остался на уровне 47 млрд. ф. ст. В 2016 г. значение показателя увеличилось на 1 млрд. ф. ст. и составило 48 млрд. ф. ст. Это связано в результате снижения пивных акцизов в 2014 г. и на другие виды алкогольной продукции в 2015 г. (виски 2 %, сидр на 2 %)

Отдельное место в структуре доходной части бюджета занимает налог на прибыль предприятий Великобритании, его еще называют корпоративным налогом. Размер корпоративного налога в Великобритании по сравнению с другими странами двадцатки, один из самых низких (20 %).  Происходит стойкое увеличение данного показателя на 1 млрд. ф. ст. в 2015 и 2016 гг. Но даже низкий процент по налогу на прибыль не помогает обеспечить добросовестную его уплату. Правительству, никак не удается добиться того, чтобы транснациональные корпорации прекратили разрабатывать схемы, позволяющие практически безболезненно выводить свою прибыль в благоприятные налоговые гавани.

В общей структуре поступлений в бюджет в 2014 г. наибольший удельный вес занимает подоходный налог и составляет 25,77 %, на втором месте прочие налоговые и неналоговые поступление - 18,21 %, на третьем НДС – 17,13 % (Рисунок 3). Самую меньшую долю в структуре доходов бюджета Великобритании занимают городские налоги и прочие налоги с предприятий и составляют по 4,17 %.



Рисунок 3. Структура доходов бюджета Великобритании в 2014 г.

В 2015 г. наибольший удельный вес занимает также подоходный налог и составляет 25,49 %, на втором месте НДС – 19,64 %, на третьем – социальное страхование 16,94 % (рисунок 4). Наименьшую долю в структуре доходной части британского бюджета занимают аналогично с 2014 г. городские налоги и прочие налоги с предприятий по 4,19 % соответственно. Прочие налоговые и неналоговые поступления снизились до 16, 04 %.



Рисунок 4. Структура доходов бюджета Великобритании в 2015 г.

В 2016 г. лидирующее место по-прежнему занимает подоходный налог и составляет 25,42 %, на втором месте НДС – 19,27 %, на третьем – социальное страхование 17,6 % (рисунок 5). Наименьшую долю в структуре доходной части британского бюджета прочие налоги с предприятий по 3,91 %. 



Рисунок 5. Структура доходов бюджета Великобритании в 2016 г.

Последствия мирового финансового кризиса сказались на финансово-экономическом состоянии Великобритании в более выраженной степени, чем на экономиках других стран еврозоны. 

Однако, социально-экономическая модель развития Великобритании обладает меньшим, чем в континентальной Европе, уровнем вмешательства государства в экономику и значительным удельным весом социальных расходов в структуре британского бюджета, что подтверждают данные таблицы 2. Государство Великобритании на протяжении последних лет предпринимает различные попытки для поддержания населения в сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки. Правительство предпринимает различные реформы для поддержки не только населения государства, но и малого бизнеса.

Таблица 2. Состав и структура основных расходов бюджета Великобритании за 2014 -2015 гг., млрд. ф. ст. 

Показатель

2014 г.

% к итогу

2015 г.

% к итогу

2016 г.

% к итогу

Абсолютное отклонение















2015 г. к 2014 г.

2016 г. к 2015 г.

Образование

98

13,39

99

13,32

102

13,21

1

3

Задолженность

53

7,26

35

4,71

39

5,05

-18

4

Общественный порядок и безопасность

32

4,37

34

4,58

34

4,40

2

0

Жилье и окружающая среда

25

3,42

28

3,77

34

4,40

3

6

Промышленность, сельское хозяйство и занятость

17

2,32

24

3,23

24

3,11

7

0

Оборона

38

5,19

45

6,06

46

5,96

7

1

Транспорт

23

3,14

29

3,90

29

3,76

6

0

Здравоохранение

140

19,13

141

18,98

145

18,78

1

4

Персональные социальные услуги

31

4,23

30

4,04

30

3,89

-1

0

Социальная защита населения

222

30,33

232

31,22

240

31,09

10

8

Прочее

53

7,26

48

6,46

49

6,35

-5

1

Итого

732

100

743

100

772

100

11

29

Как видно из данных таблицы 2 правительство Великобритании сохраняет социальную направленность национального бюджета. Основная часть расходов британского бюджета ориентирована на социальную защиту населения, здравоохранение, образование (рисунок 6).

Основная часть расходов бюджета направлена на социальную защиту населения. В 2014 г. этот показатель составил 222 млрд. ф. ст., в 2015 г. 232 млрд. ф. ст., что больше на 10 млрд. ф. ст., в 2016 г. 240 млрд. ф. ст., что превышает показатель 2015 г. на 8 млрд. ф. ст. Увеличение данной категорий расходов связано, прежде всего, с поддержанием минимального уровня жизни британцев.



Рисунок 6. Структура расходной части бюджета Великобритании за 2014 – 2015 гг.

В этой связи в Великобритании от уплаты взносов освобождаются люди, достигшие пенсионного возраста и работники, чья заработная плата меньше установленного минимума. В Великобритании существуют следующие виды помощи: жилая помощь, бесплатная стоматология, субсидии на очки, обеспечения молоком и витаминами детей младше 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание, помощь в оплате услуг на погребение, возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет, местные налоговые помощи. 

Расходы бюджета на образование в Великобритании в 2015 г. составили 99 млрд. ф. ст., что больше на 1 млрд. ф. ст. относительно 2014 г., в 2016 г. показатель приблизился к 102 млрд. ф. ст., что больше на 3 млрд. ф. ст., чем в 2015 г. 3 млрд. ф. ст. Государственные расходы на образование включают в себя государственные расходы на образовательные учреждения (государственные и частные), администрацию образования и переводы/субсидии для частных лиц (студентов/хозяйств и других рядовых лиц). Увеличение расходов на данную сферу связано с тем, что в последние годы образование является приоритетным направлением в британской политике.

Бюджетные расходы на здравоохранение в 2015 г. составили 141 млрд. ф. ст., что больше на 1 млрд. ф. ст. по отношению к 2014 г. (140 млрд. ф. ст.). В 2016 г. данный показатель приравнялся к 145 млрд. ф. ст., т.е. произошло увеличение на 4 млрд. ф. ст. Это связано с тем, что в Великобритании большая часть медицинских учреждений принадлежит государству, т.е. доминирует государственная система здравоохранения в отличие от многих европейских стран.

Расходы на оборону в Великобритании увеличились на 7 млрд. ф. ст. и составили 45 млрд. ф. ст. в 2015 г., в 2016 г. произошло повышение на 1 млрд. ф. ст., значение показателя составило 46 млрд. ф. ст. По данной категории расходов Великобритания занимает 7 место в мире и 3 место в Европе. Расходы на оборону выросли в разрезе анализируемых периодов, хотя до 2014 г. происходило их урезание. Инвестиции идут на новое оборудование – от обмундирования военных до дронов.

Без сомнения, социальный характер британского бюджета предусматривает взвешенный подход к переосмыслению состава и структуры его расходной части, т.к. некоторые шаги правительства Великобритании в настоящее время спорно воспринимаются частью британского общества. В подтверждение можно привести пример, студенческих волнений в ноябре 2010 г. в Лондоне, которые произошли в знак протеста против правительственных планов по увеличению цены за обучение в вузах. Тем не менее, выбранное направление бюджетной политики Великобритании можно охарактеризовать как правильное, т.к. данные меры помогут сохранить большинство социальных гарантий для населения и обеспечить экономический рост экономики государства в долгосрочной перспективе.

Великобритании можно рассматривать как страну, имеющую длительную практику функционирования государственного долга и управления им. 

За периоды с 2014- 2015 гг. в бюджете Великобритании отмечалось снижение налогов и увеличение расходов. Бюджет 2016 г. после финансового кризиса и предыдущих бюджетов, которые включали серьезные урезания расходов, являлся более позитивным (таблица 3). Значительный прогресс был достигнут с 2010 г. в деле фиксации государственных финансов. В 2009-2010 гг., правительство заимствовало около 1 фунта стерлингов за каждые потраченные 4 фунта. Государством были приняты меры, направленные на фискальную консолидацию. 

Таблица 3. Динамика доходов и расходов Государственного бюджета Великобритании за 2014-2016 гг.

Показатель

2014 г.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%